Тихвинский В.И.

История реплики одного устройства

Предисловие

Думал я рассказать о многом в этом эссе, но, как сказал известный писатель, краткость сестра таланта. Можно было бы сделать подробный исторический экскурс, но лучше расскажем о самом главном.

С чего все началось

Все мы родом из детства. Помнят ли об этом читающие этот опус? Я, во всяком случае, помню. В детстве мне мой отец рассказал о стробоскопе. Мы с отцом решили сделать стробоскоп и потерпели неудачу. Но я был упорен, в отличие от моего отца. Я решил повторить устройство по рисунку в Большой Советской Энциклопедии и достиг успеха. Спортсмен запрыгал через скакалку, когда запущенные в разные стороны два круга устройства приобрели определенную скорость. Стробоскоп (от греч. στρόβος — «кружение» и σκοπέω — «смотрю») одно из первых устройств, придуманных в начале XIX века для оживления картинок. На вращающемся кругу стробоскопа были расположены картинки (фазы движения), на которые человек смотрел через прорези другого вращающегося круга (см. рис.1). Диск с прорезями – это устройство, названое позже обтюратором. Обтюратор по-русски значит заслонка. Но обтюратор это не просто заслонка, а особая, не сплошная, вращающаяся заслонка, которая лишь на определенное время заслоняет картинку, на которую смотрит человек.

Рис. 1 Стробоскоп

 

Чем все продолжилось

Часто меня упрекают в том, что я в душе ребенок. А я отвечаю: “Что в этом плохого?” Взрослый, в душе которого ничего не осталось от ребенка, ничего не делает просто так, от души. Он делает только то, что может принести ему выгоду. Не будь я ребенком в душе, вряд ли я увлекся бы историей проекционной техники и вряд ли приобрел бы волшебный фонарь (проектор конца XIX - начала XX века). Проектор этот модернизирован, оснащен современной галогенной лампой, верхняя часть его несколько переделана, и в этом плане он утратил антикварную ценность. Но и в конце XIX века такие устройства модернизировались, в них устанавливались лампы накаливания. Таким образом, модернизация совершается в рамках исторических традиций. Волшебные фонари конца XIX века позволяли показывать слайды различных форматов с различными функциями. Я приобрел к своему фонарю оживленные слайды простой конструкции. В таких слайдах часто используется обтюрация, обтюратор здесь выполнен в виде плоского стекла, скользящего над изображением. На обтюраторе нанесены непрозрачные маски(пятна краски черного цвета), которые при движении стекла взад и вперед попеременно закрывают ту или иную часть слайда. На рис. 2 показаны составные части такого простого устройства. Оно состоит из слайда, на котором изображен трехрукий кузнец, и обтюратора, попеременно закрывающего то верхнюю руку с молотом, то нижнюю. При быстрой смене картинок возникает иллюзия оживления (см. рис. 3). Цифровая камера может несколько улучшить эффект работы слайда, эффект, надо сказать, в реале не очень-то хороший, да и на слайде обычно присутствуют только две фазы движения. Были другие приставки к волшебным фонарям, которые позволяли показать анимацию из нескольких картинок.

Рис. 2 Оживленный слайд и обтюратор к нему

Рис. 3 Работа оживленного слайда

 

Скачковый механизм или одна из альтернатив обтюратора

Как изготовить диск с прозрачными картинками для будущего устройства, стало понятно почти сразу, но вот над скачковым механизмом мне пришлось основательно подумать. Скачковый механизм это механизм, который движется скачками, в то время как приводящий его в действие двигатель движется равномерно. Если такой механизм вращает диск с картинками, то он поворачивает его на угол, равный угловому расстоянию между картинками. Повернув круг на указанный угол, скачковый механизм замирает на некоторое время, чтобы зритель мог разглядеть остановившеюся картинку с фазой, затем вновь поворачивает круг на указанный угол и вновь некоторое время держит круг неподвижно. При таком вращении картинки на кругу оживают (как на рис. 4).

Рис. 4 Круг с картинками поворачивается скачками

 

Мальтийский крест(иначе Мальтийский механизм) в качестве скачкового механизма

Я долго думал, что использовать в качестве скачкового механизма, и остановился на мальтийском кресте. Я не мог изготовить мальтийский крест для моего устройства, но, слава Богу, мир не без добрых людей. Я премного благодарен Леониду Майзенбергу, взявшемуся за разработку модели мальтийского креста, которая впоследствии была отпечатана на 3-d принтере. Мальтийский механизм состоит из двух шестерней. В ведомой шестерне имеются прорези, обеспечивающие ее поворот, и полукруглые углубления, обеспечивающие застопоривание шестерни. На ведущей шестерне имеется один цилиндрический зубец, приводящий ведомую шестерню в движение, и один усеченный зубец большего диаметра, который застопоривает ведомую шестерню (см. рис. 5,6). Модель мальтийского механизма см. по адресу.

https://yadi.sk/d/vdeT5LrI3S6EFn/drive%20wheel%20v.3%202018.stl

https://yadi.sk/d/vdeT5LrI3S6EFn/big%20gear%20v.3.stl

 

Рис. 5 Шестерни мальтийского механизма отпечатанные на 3-d принтере

Рис. 6 Работа мальтийского механизма

 

Прототипы устройства

Прототипов моего устройства было придумано достаточно много, расскажем о кинематодоре. Кинематадор это игрушка, которая выпускалась немецкой фирмой “Эрнст Планк” с 1896 г. Через несколько лет выпуск игрушки был прекращен. При создании кинематадора были использованы идеи других устройств, изобретенных ранее. В качестве фаз движения использовались как прозрачные картинки, так и прозрачные фотографии. Кинематадор состоит из скачкового механизма (мальтийского креста) и обтюратора, улучающего эффект оживления. По конструкции он близок к кинопроектору, правда, у него отсутствует лентопротяжный механизм, который ему без надобности. Первые кинопроекторы, как и кинематадор, имели ручной привод. Часто этот привод приводил в движение скачковый механизм через ускоренную ременную передачу, как и в кинематадоре.

 

Рис. 7 Кинематадор

Рис. 8 Устройство, подобное кинематадору

 

 

Скачковый и приводной механизм

Мир не без добрых людей, сохраняющих исторические ценности. Один из моих друзей сохранил металлический советский конструктор, оси из которого, планшайбы и пластины пригодились для изготовления будущего устройства. К счастью, для осей можно было приобрести шарикоподшипники, которые используются в современных электроигрушках. Шкивы для приводного механизма я выточил из дерева, как впоследствии и приводную ручку. Скачковый и приводной механизм разместились на одной рейке, что оказалось очень удобным.

Рис. 9 Скачковый и приводной механизм Вид 1

Рис. 10 Скачковый и приводной механизм Вид 2

Рис. 11 Скачковый и приводной механизм Вид 3

Рис. 12 Скачковый и приводной механизм с волшебным фонарем

Механизм в сборе

Продолжив среднюю ось скачкового и приводного механизма, я закрепил на ней обтюратор. Диск с оживленными картинками крепится непосредственно на ведомую шестерню мальтийского креста двумя барашками и прижимается металлической шайбой. Обтюратор картонный, но центральная часть его укреплена двумя металлическими шайбами, которые также стали играть роль маховика, что улучшило эффект оживления.

Рис. 13 Устройство Вид спереди

Рис. 14 Устройство Вид сбоку

Рис. 15 Устройство Вид сзади

 

Проблема картинок для дисков

Первые два диска для моего устройства были рисованные. Но впоследствии я узнал о пионере покадровой съемки Эдварде Мэйбридже. Мэйбридж был англичанином, но покадровые съемки делал в Калифорнии, начиная с 1872 года. Он сделал множество снимков людей и животных, некоторые из них были изданы в печатных альбомах. Покадровая съемка постоянно совершенствовалась. Она осуществлялась с использованием нескольких фотоаппаратов, количество которых было равно числу кадров. Затворы фотоаппаратов срабатывали через определенное время, наиболее совершенными оказались электрические затворы. Для запуска затворов использовалось устройство, напоминавшее музыкальную шкатулку, зубцы на программном валу устройства попеременно, через определенный промежуток времени, нажимали на электрические кнопки, запускавшие электрические затворы фотоаппаратов. Большинство моих дисков с изображениями сделаны по фотографиям Эдварда Мэйбриджа, эти фото можно найти в интернете.